Жан-Франсуа Милле.  Стога: Осень
Жан-Франсуа Милле. Стога: Осень.
Размер: 85,1 х 110,2.
Где хранится оригинал: Музей Метрополитен (Нью-Йорк)

В первой четверти XIX века во Франции, с большим опозданием от Британии и Германии, наконец, сформировался и самостоятельный романтический пейзаж. Возникла так называемая Барбизонская школа – уникальное явление французской художественной жизни, яркое свидетельство переломной эпохи, открывшей путь новым веяниям в искусстве, – ставшая первым во Франции случаем выступления художников против традиционной академической иерархии жанров.

Перестав быть эффектной декорацией для мифологического сюжета или исторической картины и перейдя в камерный формат, предназначенный для буржуазного городского дома, пейзажный жанр обретает собственный голос. Этому способствовал и тот немаловажный факт, что в 1841 году американский художник Джон Ренд изобрел оловянный тюбик для краски с завинчивающейся крышкой.

Живописцы больше не были привязаны к студиям и мастерским. Карандашные наброски в путевых альбомах уступили место масляным этюдам. Компактный этюдник позволял свободно перемещаться по стране в поисках достойного сюжета. тогда как раньше было немыслимо стать настоящим художником, не побывав в Италии, не посетив античных развалин и не познакомившись с творчеством мастеров эпохи Возрождения, то теперь, для того чтобы отточить своё мастерство и найти своё вдохновение, будущие творцы отдают приоритет лесу Фонтенбло, расположенному недалеко от Парижа. Около шестисот профессиональных художников посещают это место в XIX-ом веке. Лес, занимавший 25 000 гектаров, и по сей день отличается красивым ландшафтом: это скалы, гроты, холмы и долины, поросшие вереском и утесником. Характерной особенностью Фонтенбло является большое количество валунов причудливых форм и песчаных карьеров – с XVI века здесь активно добывался песчаник.

Жюль Дюпре: Дубы у пруда, ок. 1850-1855 гг.
Жюль Дюпре: Дубы у пруда, ок. 1850-1855.
Размер: 86.3 x 71.1.
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж).

Дубы леса Фонтенбло часто принимают антропоморфический вид, а произведение Жюля Дюпре (1811-1889) является не только пейзажем, но и настоящим «портретом» природы.

Всё здесь основано на гармоничном и эффективном решении, которое художник так часто повторяет – водная поверхность, тихие и мирные животные, несколько деревьев, небо в облаках.

Именно этим и привлекает художников деревушка Барбизон. Начиная с 20-х годов XIX века, расположенный здесь скромный постоялый двор Франсуа Ганна, принимает художников, жаждущих творить на свежем воздухе в лесу. Сначала здесь обосновывается Каруэль д’Алиньи, затем Коро, Руссо, Диас де ла Пенья, Дюпре, Милле и многие другие, иногда надолго, а порой даже навсегда. Эта группа начинает походить на что-то вроде колонии, называемой сегодня «Барбизонской школой».

Это название не существовало при их жизни. Её центральной фигурой был Теодор Руссо, одинокий человек, почти мистично влюблённый в природу. На протяжении тринадцати лет его ни принимали на Парижский салон вплоть до 1849 года. Признание и похвалы он получил лишь в эпоху Второй империи. Городок Барбизон, а затем и деревушка Буррон становятся, таким образом, целым направлением в живописи второй половины XIX века, хотя повальное увлечение художников Фонтенбло вызывало даже некоторые насмешки. Так, братья Гонкур утверждали, что «каждое дерево кажется тут окружённым целой палитрой разнообразных цветов»!

ТЕОДОР РУССО
Аллея в лесу л'Иль-д'Адам, 1849 г.
Теодор Руссо: Аллея в лесу л’Иль-д’Адам, 1849.
Размер: 101 х 81,8.
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж).

Эта аллея в лесу л’Иль-д’Адам, похожая на храм природы, залитый летним светом, представляется нам уединённым и спокойным местом, в котором безмятежно отдыхают и люди и животные. Теодор Руссо (1812-1867) настойчиво трудился над этим полотном и постоянно дорабатывал его на свежем воздухе вплоть до 1849 года, когда оно было выставлено на Парижском салоне.

На протяжении полувека, с 1820-х по 1870-е годы, лес Фонтенбло стал излюбленным местом для художников, мечтавших работать на пленэре. Они основали колонию в расположенной неподалеку деревушке Барбизон, которая и дала название всему направлению. Одни живописцы бывали в Барбизоне наездами, другие жили в этих краях много лет. Камиль Коро предпочитал изображать открытое пространство, Теодор Руссо и Виржиль Нарцисс Диас де ла Пенья работали непосредственно в чаще леса, Шарля Добиньи привлекала водная гладь, в то время как Констана Тройона и Жана-Франсуа Милле больше интересовала повседневная жизнь окрестных деревень. Не удивительно, что в последней трети XIX столетия в окрестности Барбизона потянулись не только французские, но и иностранные художники. Лес Фонтенбло стал местом паломничества, а творчество барбизонцев – примером для подражания и отправной точкой для дальнейшего развития пейзажного жанра. Именно в этот период во Франции оказалась первая волна пенсионеров из Петербурга и Москвы. Русские художники, бывавшие в Париже в конце 1850-х – начале 1870-х годов, по-разному воспринимали увиденное.

НАРЦИССО ДИАС ДЕ ЛА ПЕНЬЯ: Холмы Жан де Пари
Нарциссо Диас Де Ла Пенья: Холмы Жан де Пари, лес Фонтенбло, 1867.
Размер: 83,5 х 105,5.
Где хранится оригинал: музей Орсе (Париж).

Тонко рассчитанная вариация сине-серого и предельно чёрного позволяет Нарциссо Диас де ла Пенья (1807-1876) добиться невероятно тонкого светового эффекта. Густая и плотная грозовая громада изливает свет, который заставляет скромно, но весьма театрально сверкать изображённые на картине деревья.

Благодаря коллекциям Сергея Третьякова и семьи Харитоненко творчество барбизонцев, Милле и Курбе вскоре стало хорошо известно в России, однако лишь во Франции можно было познакомиться с крупнейшими программными произведениями этих мастеров. Михаил Нестеров, побывавший в Париже уже в 1889 году, отдельно упоминает в своих воспоминаниях положительное впечатление от полотна «Похороны в Орнане» Курбе и работ барбизонцев, которые в этот период были вполне актуальны для русского живописца.

Год основания школы: 1825.
Год прекращения существования: 1875.